Образование Ивьевщины берёт своё начало со времён средневековья. Известность Ивью в ХVI веке принесла арианская школа, основанная Яном Кишкой в 1585 году. Это учебное учреждение вошло в историю просвещения Беларуси под названием Ивьевская арианская академия. Деятельность этой школы сыграла большую роль и, несомненно, оказала положительное влияние на дальнейшее развитие образования на Ивьевщине. С 1890 года по 1905 год действовало Бакштовское народное училище, которое в 1905 – 1906 учебном году было реорганизовано в Бакштовское сельское двухклассное училище. В 1901 году впервые упоминается в книге И.И. Гошкевича «Виленская губерния» Юратишковское народное двухклассное училище. В 1911 году было открыто народное училище в д. Геранёны.

Среди старейших учреждений образования – первая народная школа в м. Трабы (основана в 1890 году), Субботникская церковно-приходская четырёхклассная школа (1885 год), Моринская церковно-приходская школа (1887 год), польская школа в д. Судроги (1925 год), Лежневичская церковно-приходская школа (1905 год).

Менялись времена, взгляды, веяния, проводились всевозможные реформы. Неизменным оставалось одно – верность и преданность педагогов Ивьевщины избранной профессии, любовь к детям.

В 1939 году открылись школы в деревнях Липнишки, Бобровичи, Петровичи. Особенно быстрый рост учреждений образования наблюдался после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. В 1950-е годы числилось 5 средних, 18 семилетних и 42 начальные школы. Работала одна средняя вечерняя школа рабочей молодёжи, 4 семилетние школы сельской молодёжи.

В 1960 году в районе в 12 средних, 25 семилетних, 82 начальных школах обучались 8693 учащихся, трудились 676 учителей. Работали  школа-интернат, музыкальная и спортивная школы, медицинское училище. Действовал закон об обязательном семилетнем образовании, а с 1964 года – о среднем образовании. В районе тогда было открыто ещё 25 вечерних школ, из которых 3 – школы рабочей молодёжи и 22 – сельской, в них обучались 766 учащихся.

Заведующим районным отделом образования был в то время участник Великой Отечественной войны Григорий Кондратович Казунко. Отдел образования располагался в небольшом кирпичном здании на улице Карла Маркса. Штат состоял из трех инспекторов и двух методистов, а также бухгалтера и помощника. С 1963 года на протяжении 29 лет возглавляла методический кабинет Анна Адамовна Кладкевич.

С 1962 года на протяжении 15 лет заведующим районным отделом образования был Михаил Михайлович Колковский. Долгое время проработал руководителем отдела образования Аркадий Михайлович Черник. 

В те годы шло интенсивное строительство школ. Тогда же появилась трехэтажная школа-интернат (1962 г.). Первым её директором стал заслуженный учитель школ БССР Александр Васильевич Качков. Были построены новые здания в Барово, Трабах, Чернелях, Лаздунах, Геранёнах, Жемыславле, Юратишках.

1 сентября 1964 года новое здание Ивьевской средней школы приняло своих учеников, пришёл и новый директор Г.Казунко. Позже главную школу района долгое время возглавляли заслуженный учитель школ БССР Мария Григорьевна Голикова, Юрий Иванович Прокопик.

Были созданы учебно-производственные комбинаты в Ивьевской и Юратишковской школах. Многие выпускники получили профессию тракториста, шофёра, швеи и др.

В 1960 – 1970 годы большой импульс в развитии получила физкультурно-оздоровительная работа среди школьников, особенно в Ивье и Юратишках, где опытные педагоги-методисты физического воспитания Антон Викентьевич Шидловский и Евгений Станиславович Ковалевский регулярно проводили районные и областные семинары.

Под руководством Шидловского А.В. силами учащихся, педагогов, родителей учащихся был построен на пустыре стадион с беговой дорожкой, футбольным полем и всеми секторами, открыт первый в республике методический кабинет по физической культуре. В 1980 году на ВДНХ СССР были представлены 3 макета, разработанные под его руководством, нестандартных брусьев, уникального тренажёра для обучения метанию гранаты и копья, а также гимнастического городка. За творческий и добросовестный труд по физическому воспитанию учащихся Шидловский А.В. был отмечен значком «Отличник народного образования» (1976 г.), Грамотой Президиума Верховного Совета БССР (1979 г.), золотой медалью ВДНХ СССР (1980 г.), Почётной грамотой Министерства просвещения и ЦК профсоюзов СССР (1987 г.).

Большой вклад в развитие краеведения, нравственно-патриотического воспитания внёс Валентин Антонович Врублевский, учитель истории и географии, директор Юратишковской средней школы. Благодаря продуманной системе работы, закладывал основы глубоких и прочных знаний у учащихся, его ученики являлись победителями олимпиад по краеведению, праву и истории. Врублевский В.А. отличник народного образования с 1969 года.

В 1970-е годы 113 педагогов района за заслуги в развитии образования и просвещения награждены орденами и медалями, 42 учителя – Грамотами Верховного Совета БССР, 56 – значком «Отличник народного просвещения», а 17 педагогов удостоены высокого звания «Заслуженный учитель БССР».

С 1985 года назначен заведующим отделом образования Ивьевского райисполкома Иван Станиславович Жидель, который проработал в этой должности 18 лет.

В школах работали талантливые и высоко квалифицированные педагоги. Среди них Елена Ивановна Смоляниченко, педагог-организатор, учитель МХК Геранёнской средней школы, победитель творческих конкурсов, автор сборников стихов, делегат Первого съезда учителей Республики Беларусь, награждена значком ЦК ВЛКСМ «Пионерскому вожатому», значком «ЦС Всесоюзной пионерской организации имени Ленина «За активную работу с пионерами», орденом «Знак почёта» (1986 г.).

Инициатором воплощения в жизнь Геранёнской средней школы новейших проектов, экспериментов, в 1987 году школа стала экспериментальной площадкой для изучения этики, эстетики, МХК, стала Нина Давыдовна Студнева, которая награждена многочисленными грамотами области и республики, в 1992 году присвоено звание «Отличник народного образования БССР».

Под руководством Нины Михайловны Острейко, была организована туристско-краеведческая работа в Трабской средней школе. В 1986 году она возглавила работу общественно-патриотического клуба «Искра», начался сбор материалов для создания школьного историко-краеведческого музея, который был открыт в 2005 году. За многолетний труд Острейко Н.М. награждена нагрудным значком «Отличник образования Республики Беларусь» (2000 г.).

В районе выросла целая плеяда творческих, по-настоящему талантливых, со своим особенным почерком, авторскими методиками педагогов: Антонина Ивановна Гурина, Лилия Владимировна Василевская, Тамара Васильевна Горбач, Мария Михайловна Жебрик, Александр Аркадьевич Рытиков,  Галина Павловна Дунич, Зинаида Ивановна Ковалевская, Виктор Григорьевич Козлов и многие другие.

С 1985 по 2010 годы директором Ивьевской средней школы была Тамара Петровна Соя.

- Любопытно, как начиналась ваша педагогическая деятельность в Ивьевском районе?

- Вслед за мужем приехала работать учителем истории в Бобровичскую среднюю школу. Так с 1976 года началась педагогическая деятельность в Ивьевском районе. В этой школе молодому специалисту пришлось поработать организатором воспитательной работы. С энтузиазмом бралась за любые поручения. Пионерские сборы, праздничные вечера, комсомольские собрания, интересные поездки по республике и, конечно, удивительные уроки истории до сих пор помнят выпускники Бобровичской средней школы.

В 1983 – 1984 годах работала директором Ивьевской районной заочной школы. С 1984 по 1985 – инспектор отдела образования Ивьевского райисполкома.

- Ваши бывшие ученики твердят в один голос: «Тамара Петровна Соя - непревзойденный директор Ивьевской средней школы, легендарный, самый лучший, гениальный, мудрый! Какова ваша оценка этого периода жизни?

- 1985 – 2010 годы – это особый этап в жизни, я директор Ивьевской средней школы – самого крупного учреждения образования Ивьевского района.

1985 год. Только что возведено новое здание школы, которое ещё пахло краской и требовало огромных сил для наведения полного порядка. Не оборудованы новые кабинеты, а вокруг школы ещё строительный мусор. В это очень непростое время в школу и пришел новый руководитель. В период становления школы и всю свою дальнейшую трудовую деятельность я не знала, что такое нормированный рабочий день или перерыв на обед.

          С 2007 года Ивьевская средняя школа являлась республиканской инновационной площадкой по внедрению Программы выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Я старалась создать такое образовательное пространство, где знания и опыт педагогов давали возможность ученикам получать удовольствие от учёбы, каждому стать человеком мира, достойным и ответственным, чтобы полученное образование предоставило им максимальные возможности и свободу выбора.

- Любая работа начинается с девиза, с кредо. А у вас он какой?

- Приоритет в работе директора как управленца – найти единомышленников. Девиз в работе: «Важно иметь не команду звезд, а звездную команду».

Команда педагогов Ивьевской средней школы под чутким руководством Соя Т.П. действительно была звездной.

Врачами, учителями биологии стали многие ученики Дануты Станиславовны Расюкевич. Учитель-методист преподавала биологию по углубленной программе с 1988 года, являлась руководителем практики студентов ГрГУ имени Я.Купалы, членом жюри районных и областных олимпиад, автор программы кружка «Юный эколог».

Вацлав Иванович Кот, заместитель директора по учебной работе Ивьевской средней школы, учитель математики квалификационной категории «учитель-методист», отличник образования Республики Беларусь, имеет более 70 научно-методических публикаций, в 2004 году ему присуждена учёная степень кандидата педагогических наук.

Ученики Людмилы Николаевны Дайнаковой и Тамары Владимировны Ярмош, учителей английского языка, неоднократно становились призёрами районных, областных и республиканских олимпиад.   

Рядом были опытные, творческие, эрудированные педагоги Александра Михайловна Жидель, Мария Михайловна Козинец, Мария Брониславовна Богинь, Регина Брониславовна Куница.

Из воспоминаний коллег:

- Отличительной чертой характера Тамары Петровны являлась требовательность к себе и подчинённым, умение работать с людьми, настойчивость и воля. Она  находилась в постоянном творческом поиске, создавала комфортные условия для работы коллектива.

При непосредственном руководстве Тамары Петровны школа занимала лидирующие позиции в районе и в области.

За годы её труда учащиеся школы завоевали десятки, сотни всевозможных наград на областных и республиканских конкурсах, олимпиадах, начав свой путь к признанию в жизни. Многие выпускники стали гордостью не только школы, района, но и республики.

Теперь уже взрослые люди, работающие в разных сферах, имеющие своих детей, помнят школьные вечера, спортландии, КВН, олимпиадное движение. Тамара Петровна долгие годы была тренером очень успешной школьной команды «Что? Где? Когда?», команды – победителя не только районных, но и областных, республиканских игр. В 1999 году школьная команда продемонстрировала блестящий результат на Кубке Губерта.

Будучи творческим человеком, директор школы инициировала создание большого хора учеников и вокальной группы педагогов. Ивьевчане помнят грандиозные концерты, приуроченные ко Дню учителя и 8 Марта, которые давала школа в районном доме культуры для всех жителей города.

Профессиональная успешность многих педагогов нашей школы – это результат грамотной работы руководителя учреждения образования. Мудрые советы Тамары Петровны, её методическая помощь, вера в педагогический талант коллег помогала учителям добиваться новых высот в профессии. В школе впервые в районе открывались профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, гимназические классы. Новые педагогические технологии применялись на уроках. Методическая работа в школе была всегда на высоком уровне. Крепкий, слаженный коллектив — это мечта любой серьёзной организации, рассчитывающей на длительную и плодотворную работу. Именно такой коллектив, проводя грамотную кадровую политику, создала Тамара Петровна в 1990-е годы.

Тамара Петровна всегда была открыта для новых идей и была тем метрономом, который задавал ритм работы всей школе. Она первая приходила в школу, и день был расписан по минутам. Тамара Петровна совмещала и преподавательскую деятельность: в старших классах вела курс мировой художественной культуры. Многие ребята после встречи на этих уроках с миром прекрасного выбрали профессии, связанные с искусством.

Работа Тамары Петровны никогда не ограничивалась стенами школы. Её всегда интересовали насущные проблемы города, района, поэтому она принимала  деятельностное участие в их решении.

1978 – 1983 годы – секретарь Первичной партийной организации Бобровичской средней школы. 2007 – 2010 годы - депутат Ивьевского районного Совета депутатов. По решению Гродненского облисполкома, в 2011 – 2015 годах являлась заседателем Ивьевского суда. С 2012 по 2016 год – помощник депутата по Ивьевскому избирательному округу №53 Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Тамара Петровна оказывала профессиональную помощь домам семейного типа, понимая, что для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные – это возможность реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии; получить шанс на возвращение в родную семью; не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами; жить и воспитываться в своем городе. Для ребят проводились праздничные мероприятия, экскурсии, решались бытовые проблемы. О проделанной работе часто писали местные средства массовой информации.

На протяжении всей трудовой деятельности достижения Тамары Петровны Соя были отмечены многочисленными наградами, среди которых Почётная грамота Министерства образования Республики Беларусь (1994, 2010 г.г.), Нагрудный знак «Отличник образования Республики Беларусь» (1998 г.), медаль «За трудовые заслуги» (Указ Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, 2002 г.). Тамара Петровна – почётный гражданин города Ивье (2013 г.).

          Образование Ивьевщины 20 столетия успешно передало эстафету педагогам 21 века.

На рубеже веков система образования района была представлена различными типами учреждений: 17 детских дошкольных учреждений, 16 средних, 15 базовых, 5 начальных школ, вспомогательная школа-интернат, профессионально-техническое училище №197, детско-юношеская спортивная школа, Центр внеклассной работы.  В школах обучалось 5217 учащихся, 845 воспитанников. В сфере образования работал 751 педагог. 80 % учителей и воспитателей имели высшее образование, 83,9 % - первую и высшую квалификационные категории.

Под руководством Анны Андреевны Романюк (2005 – 2007 годы), Александра Александровича Романюка (2007-2013 годы), Валентины Ивановны Усс (2013-2016 годы), Елены Николаевны Хомко (с 2016 года) отдел образования, как и все учреждения образования региона, работает над одной глобальной задачей – повышением качества образования, которое складывается из человеческих ресурсов, материально-технического обеспечения учреждений образования, образовательных и управленческих технологий.

В 2005 году была открыта гимназия №1 г. Ивье. 1 сентября 2012 года учащиеся Лелюкинского детского сада – средней школы переступили порог нового здания, появилось 168 мест для школьников и 40 для воспитанников дошкольного учреждения. Рядом с учреждением построен новый стадион, собственная котельная на местных видах топлива, овощехранилище для пришкольного хозяйства. Новый комплекс позволил обеспечить потребности агрогородка и ближайших населенных пунктов, откуда обеспечен подвоз обучающихся. 

Учитель был и остается главной фигурой в школе, поэтому качество обучения прямо пропорционально его профессионализму. Большое внимание уделяется повышению информационной культуры педагогов и учащихся. Учителя освоили информационно-коммуникационные технологии, дошкольный центр развития ребенка г.Ивье является флагманом в республике по разработке электронных средств обучения для дошкольников, что подтверждают результаты IX Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», где воспитатель Марина Николаевна Балбатун награждена дипломом Министерства образования Республики Беларусь III степени. В 2018 году диплома III степени в XIII республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» в номинации «ЭОР в специальном образовании» удостоена работа учителя-дефектолога Ольги Михайловны Лось.

Активно использует на своих уроках информационно-коммуникационные технологии, создаёт собственные электронные образовательные ресурсы, которые также отмечены дипломами на республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» (2014, 2018 годы) Нонна Владимировна Силюк, учитель белорусского языка и литературы Юратишковского яслей-сада – средней школы.Педагогом обобщён опыт собственной педагогической деятельности по теме «Выкарыстанне ўласна распрацаваных электронных адукацыйных рэсурсаў на ўроках беларускай мовы і літаратуры ў Х-ХІ класах для развіцця камунікатыўнай кампетэнцыі вучняў». Учитель-методист входит в состав республиканской творческой группы учителей белорусского языка и литературы, что  позволило организовать ей мастер-классы для педагогов Ивьевского, Лидского, Столинского районов, провести занятия с педагогами в Гродненском областном институте развития образования и Академии последипломного образования.

В Ивьевской средней школе и гимназии №1 г. Ивье работают два талантливых учителя информатики Тадеуш Витольдович Маковский и Василий Вацлавович Кевра. Важно то, что Василий Вацлавович – ученик Тадеуша Витольдовича. Т.В. Маковский вырастил себе преемника, теперь они вместе готовят учащихся к участию в различных конкурсах и  олимпиадах по информатике. В 2014 году учащийся Ивьевской средней школы Алексей Вистяж завоевал серебряную медаль в Международной олимпиаде по информатике, диплом II степени на XV Всероссийской командной олимпиаде школьников по программированию. В 2021 году для участия в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебному предмету «Информатика», команду участников Ивьевского района готовил  Кевра Василий Вацлавович, Байтасов Ринат, учащийся Ивьевской средней школы, удостоен диплома III степени. 

Учащиеся Гущи Инги Рычардовны, учителя биологии гимназии №1 г. Ивье, являются стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, областной премии имени А.И.Дубко особо одарённым учащимся. Инга Рычардовна в 2014 году была занесена на районную Доску почёта. Трижды поощрена специальным фондом Президента Республики Беларусь как учитель, который внес особый вклад в развитие способностей одарённых учащихся. В 2016 году объявлена Благодарность Премьер-министра Республики Беларусь как педагогу, который обеспечивает высокий уровень преподавания предмета «Биология».

Огромное внимание уделяет воспитанию подрастающего поколения, прививает у учащихся любовь к родной земли, истории своей страны через организацию краеведческой работы учитель истории Лелюкинского детского сада – средней школы Андрей Викторович Волчок. Только за период с 2014 по 2020 годы под руководством Андрея Викторовича учащимися  было получено 20 дипломов по итогам участия в научно-исследовательских  конференциях разного уровня. В 2018 году команда учащихся была награждена дипломом І степени в республиканском интернет-проекте «Легенды і паданні зямлі пад белымі крыламі», в 2021 году на республиканском  конкурсе работ исследовательского характера учащихся по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» Катанекша Дарья, учащаяся 11 класса, завоевала диплом I степени.

          Учащийся учителя физической культуры и здоровья гимназии №1 г. Ивье Юрия Борисовича Умрейко в 2020 году стал абсолютным победителем республиканской олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Также Юрий Борисович вывел пятерых учащихся на областной этап олимпиады. Результат – два диплома второй степени, один диплом третьей степени и диплом победителя.

Как проходила подготовка, каких принципов придерживается Юрий Борисович на уроках, как открыть в себе интерес к физкультуре – об этом расскажет педагог.

– Вся моя жизнь связана со спортом. В гимназии преподаю физкультуру в 1-11 классах. Больше всего  нравится работать с начальными классами, когда дети еще похожи на чистый лист, на котором можно рисовать что угодно. Чтобы привлечь внимание к своему предмету,  рассказываю ученикам, какую пользу принесет то или иное упражнение, какие мышцы будут задействованы в выполнении. Ребенок должен не просто заниматься, а понимать, зачем он это делает. Тех, в ком я вижу потенциал, я пытаюсь убедить, что можно успеть заняться спортом, и другими вещами, если  правильно организовать день или неделю, – считает учитель.

Юрий Борисович не сразу заметил потенциал в Антонии Седеневском. Он начал заниматься физкультурой с парнем только в 5-м классе. Антоний дважды участвовал в республиканской олимпиаде по физической культуре и здоровью. В 10 классе получил диплом II степени. В 11 классе стал победителем.

– В нем сошлось все: и хорошие умственные способности, и физическая подготовка. Он был единственным, кто понял мою позицию о том, что лучше всего психологически восстанавливаться, когда тренируешься. Антоний хорошо учится, а я хороший учитель, поэтому мы договорились, – заметил Ю.Б. Умрейко.

В настоящее время Юрий Борисович продолжает готовить детей к спортивным соревнованиям и олимпиаде.

В районе созданы необходимые условия для обеспечения доступного качественного образования.

Реализуя идею качества образования, коллективы учреждений стремятся создать открытое образовательное пространство для развития способностей каждого обучающегося.

Мы помним нашу историю, живём настоящим и определяем будущее. Задач перед образованием стоит много. Главные из них – работа над повышением качества и безопасности образовательного процесса, воспитание у обучающихся чувства патриотизма, активной гражданской позиции, формирование духовно-нравственных ориентиров.

 

 

поделиться в: